Православный приход преподобного Исаакия Торопецкого, Затворника Печерского, п. Старая Торопа, Тверской области - Статья в газету
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Статья в газету07 Март 2012

Масленица – время просить прощения

и готовиться к посту

Празднование Масленицы  неразрывно связано с самобытной культурой русского народа. Уже с XVI века в летописях упоминается народные забавы и обильные угощения накануне Великого поста. Как в старину, так и ныне главным блюдом на Масленицу были блины. Устраивались катания на санях, кулачные бои, пели особые песни. Но вместе с этим, яркое и богатое проявление праздничной культуры всегда гармонично сочеталась с духовной стороной жизни народа.  В последний день масленицы, Прощенное воскресение, все от мала до велика бывали в храме, где испрашивали прощения друг у друга, чтобы начать пост с чистым сердцем.  Ширину русской души, о которой писал Ф.М. Достоевский, прекрасно изобразил Никита Михалков сценой празднования масленицы в фильме  «Сибирский цирюльник».  

В наше время много делается, для того, чтобы возродить исконно русские традиции. Время масленицы - прекрасная возможность всем вместе прикоснуться к нашим истокам.  К сожалению, часто учитывается только развлекательная ее сторона. В эти дни полезно бы нам вспомнить,  к чему готовит нас масленица, каков ее смысл и назначение.

Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших…» (Мф. 6.14-15). После бурного веселья, во время которого как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощение заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к самому себе.

В этот день Церковь вспоминает страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая. Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

И мы все несем сейчас на себе  тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость животворящих ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них - изначальную близость Божественной любви к человеку.   Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

За Масленицей следует Великий пост— время покаяния и молитвы. Но, чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые, как два крыла, возносят душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству.

Что такое пост?  Если говорить о внешней стороне, то пост – это телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи. В современной практике это прежде всего воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, молочных и вообще животных продуктов. За исключением строгих постов, разрешается, впрочем, вкушение рыбы. В строгие посты, кроме того, не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с воздержанием в брачных отношениях. Пост – это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других.

В Великом посту каждый из нас может взять на себя какой-то духовный подвиг. Можно, например, дать себе зарок в течение поста никого вслух не осуждать. Если нам удастся шесть недель продержаться, никого не осуждая, это уже будет великое дело. Конечно, это не значит, что мы должны воздерживаться от осуждения лишь во время Великого поста, но поскольку мы осуждаем друг друга ежедневно, дадим себе шанс и возможность хотя бы на время замкнуть уста для всякого слова осуждения. И если нам это удастся, мы увидим, насколько изменится наше отношение к другим людям после нескольких недель такого духовного упражнения. Можно также дать себе зарок в течение поста ни с кем не ссориться, никого не обижать. Это бывает очень трудно – не раздражаться на наших ближних или на сослуживцев. Но если мы сможем, хотя бы в дни поста, воздержаться от раздражения – это будет драгоценнее и для Бога, и для каждого из нас, чем воздержание от той или иной пищи. В Великом посту можно взять себе и другие делания, например, прочитать  Евангелие.

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Великий пост - время особенного покаяния и усиленной молитвы. Без молитвы и покаяния он становится всего лишь диетой.

Всех Вас поздравляю с наступающим Великим постом и желаю, чтобы Господь даровал нам в это благодатное время избавиться хотя бы от некоторых наших грехов и с чистым сердцем встретить Светлое Христово воскресение – Пасху!

Настоятель храма в честь преподобного Исаакия Торопецкого

 иерей Тарасий Гаврышкив

назад к списку новостей